Есть ли различия между порядком оформления медицинских книжек для иностранных работников и для россиян
Если в российской компании трудятся иностранные сотрудники, для них действуют, в том числе, нормы российского законодательства. Значит, в некоторых случаях для приема на работу таким сотрудникам понадобится медицинская книжка. Разбираем, когда ее требовать и как оформлять.
Медкнижки для российских и для иностранных сотрудников
Личная медкнижка представляет собой документ, который подтверждает прохождение медосмотров. Помимо информации о состоянии здоровья сотрудника, медкнижка включает данные:
- о прививках;
- о серьезных заболеваниях, перенесенных гражданином;
- о должностях, на которых сотрудник трудился раньше;
- о пройденных ранее медосмотрах.
Личная медкнижка оформляется всем сотрудникам, в том числе иностранным, которые:
- при работе контактируют с продуктами питания и питьевой водой;
- работают на водопроводных сооружениях и обслуживают водопроводные сети;
- воспитывают и обучают детей;
- занимаются деятельностью в сфере коммунального и бытового обслуживания населения.
Также этим категориям персонала необходимо пройти медосвидетельствование на наличие или отсутствие у них инфекционных заболеваний по утвержденному перечню (п. 5 ст. 34 закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ) и провериться на наличие ВИЧ-инфекции.
Принципиальных различий между порядком оформления медицинских книжек для российских и для иностранных работников — нет. Но сотрудникам из-за рубежа потребуется расширенный пакет документов.
В каком виде должна быть оформлена медкнижка
Медкнижка может быть оформлена в бумажном или электронном виде.
Порядок учета и выдачи медкнижек утверждает приказ Минздрава от 18.02.2022 № 90н, который действует с 1 сентября 2023 года. Согласно ему, до 1 сентября 2024 года можно выдавать и вести ранее выданные книжки на бумажных носителях, которые составлены по форме приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402.
С 1 сентября 2024 медкнижки будут выдавать в форме электронного документа.
Отметим, что власти субъектов могут устанавливать дополнительные требования к проведению медосмотров своих работников.
Как оформить медкнижку иностранному работнику
Чтобы получить документ, сотрудник обращается в центр гигиены и эпидемиологии или в клинику, которая предоставляет данную услугу. Готовую книжку могут выдать как лично работнику, так и работодателю.
Чтобы оформить медкнижку, иностранному гражданину или компании понадобятся такие документы:
- Документ, удостоверяющий личность. Обычно, если паспорт нужно перевести на русский язык, то требуется и нотариально заверить его — этот вопрос лучше уточнить заранее.
- Миграционная карта.
- Регистрация.
- Заявление сотрудника или работодателя.
- Если документы нужно оформить сразу на нескольких работников, работодатель должен подготовить их список с указанием ФИО, года рождения, места регистрации, гражданства. Это требование тоже может разниться в разных клиниках.
Кто хранит медкнижку
Этот документ является собственностью сотрудника, но, как и в случае с трудовой книжкой, хранит ее работодатель. На руки ее выдают на дни медосмотра под расписку.
При увольнении работника документ ему возвращают.
Специалисты Паритет-Консалт помогут разобраться с непростыми вопросами приема на работу иностранных граждан. Мы возьмем на себя задачи по подготовке и подаче документов, ответим на все вопросы и поможем оформить иностранного сотрудника в соответствии с законодательством.
Как быстро иностранному гражданину выдают готовую медкнижку
В зависимости от правил медицинского центра, в который сотрудник обратился за получением медкнижки, ее выдают примерно в течение 1–3 дней после того, как гражданин пройдет плановый осмотр.
Что будет, если взять сотрудника на работу без медкнижки
По закону официальный документ, который подтверждает состояние здоровья, должен быть у каждого сотрудника, в том числе иностранного, работающего в указанных выше сферах деятельности. В ином случае к работодателю могут применить меры административной и даже уголовной ответственности.
Меры административной ответственности устанавливает ст. 6.3 КоАП за такие виды нарушений:
- отсутствие у работника медкнижки;
- нарушение санитарных правил и нормативов;
- отсутствие или пропущенный срок обязательного медосмотра;
- отсутствие гигиенического обучения и аттестации работников.
За такие нарушения компания может получить штраф или ее деятельность могут приостановить на срок до 90 суток.
Уголовную ответственность за нарушение санитарных правил устанавливает ст. 236 УК. К ней могут привлечь работодателя, если в результате нарушений случилось массовое заболевание или отравление людей.
Компанию могут наказать штрафом, а должностное лицо — даже лишением свободы на срок до 5 лет.
Наиболее часто компании допускают следующие правонарушения:
- принимают сотрудников на работу без медкнижки;
- сначала допускают к работе, а потом уже оформляют медкнижку;
- нарушают сроки прохождения медосмотров;
- в медкнижку вносят недостоверные данные о прохождении медосмотров.
Иногда подобные ошибки работодатель может допустить и случайно. Чтобы их избежать, обращайтесь за помощью к специалистам Паритет-Консалт. Профессионалы нашего миграционного отдела знают все тонкости трудоустройства работников из-за рубежа и помогут грамотно оформить их в штат в соответствии с законодательством. Звоните +7 (495) 229-14-25 для бесплатной консультации.